PostHeaderIcon Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

Едва увидев эту церковь, понимаешь: не зря купец Щербаков вложил душу и средства на постройку одного из самых красивейших храмов Сибири.
Незадолго до строительства храма в Иркутске открылась архитектурная школа, которая изучала и вносила некие свои разработанные коррективы в стиль барокко.
Барокко - это необычный стиль, удачно сплетающий живопись, скульптуру и архитектуру. Где переплетаются сложные криволинейные линии и вычурные многоярусные формы.
С помощью, которого создается иллюзия богатства и динамичность образа.
Иркутская школа барокко добавила к основе стиля народные орнаменты (горизонтальные и вертикальные зигзаги, плетение, гребенчатый узор) Зауралья. Тем самым умело объединили в единое целое, давая новое название стилю барокко «Сибирское».
Именно в таком стиле была выстроена Крестовоздвиженская церковь.
История строительства красивейшего храма Иркутска приходится на середину 18 столетия на Крестовской горе.

 

Крестовоздвиженская церковь Крестовоздвиженская церковь

Крестовская гора это легендарное место, которое известно с 17 века.
На той горе установлен был деревянный крест, откуда и было дано название горы «Крестовская».
В 1717-1718г. Построили деревянный храм « Троицко – Сергиевский», который простоял 30 лет, имевший достаточно большой приход и сгорел в 1747г.
На средства Щербакова в 1747 году на том самом месте, где сгорел храм, воздвигли новую каменную церковь. Строительство храма длилось 11 лет и закончилось в 1757г.

11 сентября 1757году церковь была освящена.
Крестовоздвиженская церковь самая красивая и, приметная своим ярким каменным кружевным силуэтом с расписными стенами восточного стиля, привлекает приезжающих туристов и прихожан. Удобное расположение храма на пересечении дорог и главных улиц города имеет подступ к храму со всех сторон Крестовской горы.
Характеризуется постройка особой архитектурой выполненной по ступообразному принципу, а необычный фасад, оформленный декоративной пластикой, заполняет все пространство стены изумительным абрисом.
Основа строительной композиции - двусветный четверик (основное помещение), увенчанный с главкой на малом восьмерике обедняется трапезной, алтарем и колокольней. В данном храме трапезная выполняет функцию алтаря их два: первый алтарь «Креста Господня», второй алтарь «Успения Божьей Матери».
Над алтарями возвышается, необычный силуэт куполов, имея необыкновенно сложный абрис, придает куполу замысловатое очертание, объединяя ярусный верх двусветного четверика завершающий тремя контрастными малыми восьмериками и шпиля колокольни.

Органическая часть убранства конструкции, окруженная каменной оградой с ажурными железными звеньями, дополняют и завершают облик Крестовоздвиженской церкви.

В первые годы Советской власти признается уникальная ценность церкви и она ставится на учет как памятник архитектуры высшей категории. Но в 1933г. решили памятник закрыть, а на его территории разместить антирелигиозный музей. В 1943г. здание возвращают верующим. С 1948 церковь охраняется государством, а в 1960 г. объявлена памятником федерального значения. Удачное расположение храма обеспечивает цельное восприятие памятника среди старинной деревянной застройки. Известность церковь получила благодаря уникальной, декоративной пластике фасадов.




Нашли ошЫбку или оЧеПятку? Выделите мышкой ошибочный текст и нажмите Ctrl+Enter

Нравится

Оставьте свой комментарий ЗДЕСЬ: