Вы можете задать вопрос, отправить замечания и предложения через эту форму




//



PostHeaderIcon Музей истории ВСЖД в Иркутске

Музей истории ВСЖД в г. Иркутске один из самых молодых на дороге. Он был открыт в 1998 году к 100 – летию прихода первого поезда в город Иркутск. Первым директором музея стал Долгий Алексей Иванович, бывший заместитель начальника ВСЖД. Первая экспозиция музея была расположена в здании Управления ВСЖД

5 июля 2003 года была создана новая экспозиция музея истории ВСЖД в здании, расположенном на территории Детской железной дороги в самом центре города Иркутска на острове «Юность». Площадь музея составляет 120 кв.м и расположена в 3-х музейных залах.

 

Экспозиция музея истории ВСЖД отражает историю строительства и эксплуатации дороги с 1898 года по настоящее время. Экспозиция музея представлена разделами:
• «История развития путей сообщения в России»,
• «История строительства Транссибирской железной дороги до г. Иркутска и ее эксплуатация»,
• «История строительства КБЖД»,
• «История Восточно-Сибирской железной дороги»,
• «Железнодорожники ВСЖД в годы Великой Отечественной войны».

В экспозициях музея представлены подлинные натурные экспонаты: рельсы, аппараты сигнализации и связи, ордена, медали, карты, фотографии, альбомы и документы. Большой интерес представляют оформленные экспозиционные комплексы музея: фрагменты интерьеров начальника дороги, служебного вагона, кабинета изыскателя, макет проходки направляющего хода в штольне, диорамы – «Железнодорожная станция Иркутск в начале XX века»,
«Кругобайкальская железная дорога. 145 км», оконные витражи и макеты.

В 1934 году произошла реорганизация. В связи с разукрупнением Томской и Забайкальской железной дорогами в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК 1933г. «О перестройке органов управления железнодорожного транспорта» по приказу НКПС от 3.03 №42 – Ц с подчинением НКПС, была организована Восточно-Сибирская железная дорога. Было сформировано Управление с местом нахождения в г. Иркутске. Экспозиция музея рассказывает о реорганизации на дороге.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники внесли свой вклад в дело Победы над фашистской Германией, события военного времени нашли отражение в музее истории ВСЖД.

Сегодня ВСЖД – это 3820 км железнодорожного полотна, более трех тысяч километров трассы сегодня электрифицировано, 91,5% дороги переведено на систему автоблокировки и диспетчерской централизации. Эксплуатируемый парк локомотивов сегодня – 242 электровоза и 150 тепловозов. Работа ВСЖД сегодня проходит в рамках четырех филиалов и представительств. ВСЖД объединяет сегодня работу 23 служб: пассажирской, локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства, служба пути, ДЦТО и других.

В конце 2005 г. – начале 2006 г. на станции Байкал подготовлена новая экспозиция, посвященная истории КБЖД. Она отчасти повторяет структуру зала истории строительства КБЖД, но дополнена разделом «Эксплуатация кругобайкальского участка Транссиба». Здесь также исторические события отражены в дух диорамах: «Станция Байкал в начале XX в.» и «Этапы строительства тоннеля».

Музей на вокзале станции Байкал является началом музеефикации тупикового кругобайкальского участка. Явления разного масштаба и разного характера предполагается отразить в музейном комплексе КБЖД. Здесь посетителям представится возможность увидеть наиболее интересные и необычные железнодорожные участки, познакомиться с работой отдельных железнодорожных служб.
В свете концепции развития устойчивого туризма на КБЖД музейный комплекс на этой территории должен стать органичной частью туристского продукта.

Музейный комплекс КБЖД обладает целым рядом особенностей. Экспозиции располагаются как внутри помещений, так и на открытых площадках. Богатейшее «собрание» железнодорожных объектов требует экспедиционно-исследовательской работы. Неотъемлемой частью музейной работы на КБЖД является инвентаризация железнодорожных памятников, выделение наиболее перспективных для музеефикации участков, необходимость раскрытия их перед посетителями. Поскольку многие объекты несут функциональную нагрузку, возникает вопрос о систематическом мониторинге всех сооружений КБЖД.
Определенная работа в этом направлении уже проведена. Выявлены все линейные инженерные сооружения (тоннели, галереи, мосты, подпорные стенки, служебные постройки). Дана точная всех привязка объектов на местности. В тоже время проведено выявление и памятников природы. Это сделано по двум причинам. Во-первых, многие памятники природы были выявлены в связи с изысканиями и строительством железной дороги. Во-вторых, памятники природы наряду с искусственными сооружениями составляют основу туристского продукта.

Музей проводит большую исследовательскую работу и экспедиционную работу, выявляя памятники железнодорожного транспорта по линии. Ведется планомерная работа в архивах - Российском государственном историческом, Иркутской области, Центре документации новейшей истории и других. В результате исследовательской работы музей выпускает печатную продукцию: альбом- книга «Дорога длиною в век», «М.И. Хилков» и другие.

В музее применяются новейшие компьютерные технологии. Разработаны компьютерные презентации по тематике музея:
• «Иркутские мосты»,
• «Памятник Александру III в Иркутске»,
• «М.И. Хилков»,
• «Железнодорожники ВСЖД в годы Великой Отечественной войны»,
• «История железнодорожного лицея на ст. Иркутск –-пассажирский».
• «Байкальская гидрографическая экспедиция»
• «История развития телеграфа на дороге» и другие.

К сожалению, музей сегодня еще не располагает собственной современной демонстрационной компьютерной техникой ( мультимедиа проектор или др.)для демонстрации этих разработок посетителям музея.

Основными видами работы с посетителями являются экскурсии, лекции, беседы. Проводится научно-исследовательская работа с учащимися детской железной дороги и лицея. Ежегодно музей посещают около семи тысяч человек. В музее проводятся встречи ветеранов и руководителей дороги с учащейся молодежью.

Фото: http://my-irk.ru




Нашли ошЫбку или оЧеПятку? Выделите мышкой ошибочный текст и нажмите Ctrl+Enter

Нравится

Оставьте свой комментарий ЗДЕСЬ:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить