Вы можете задать вопрос, отправить замечания и предложения через эту форму



// На данный момент Вы находитесь в тестовой версии сайта. В ближайшее время готовится обновление //



PostHeaderIcon Памятник Танк "Иркутский комсомолец"

Танк Т-34-85, водруженный на постамент в 1967-й День Победы в Иркутске, знаком каждому жителю города, но мало кто знает, что этот танк никогда не был в знаменитой колонне «Иркутский комсомолец». Этот танк модели Т-34-85 с серийным номером №4100855 является своеобразной данью уважения комсомольцам Иркутской области времен Великой Отечественной войны, благодаря средствам которых была построена первая танковая колонна Иркутска. Танк, который каждый горожанин в настоящее время может увидеть на постаменте, никогда не состоял в колонне «Иркутский комсомолец», но свой боевой путь прошел с честью и окончил его в Праге.Из танков, входивших в «Иркутский комсомолец», в наше время уже не осталось ни одного. Боевая техника в количестве 8 машин, которую иркутяне отправили на поля боя в 1942 году, там же, на этих самых полях и осталась.

И сейчас, водруженный на пьедестал танк Т-34-85 символизирует отвагу и мужество советских солдат на поле боя и за его пределами, этот памятник не позволяет забыть иркутянам о патриотизме их дедов и прадедов, проявленном во время Великой Отечественной войны.

 

Памятник - танк Т-34-85 "Иркутский комсомолец"

В начале войны инициативные иркутские комсомольцы завода машиностроения имени В. Куйбышева начали сбор средств, для постройки колонны танков «Иркутский комсомолец».

Один из ветеранов авиационного завода г. Иркутска вспоминал: «Как-то встретив меня, старший военпред С.Михлин показал тогда телеграфное распоряжение Главного автобронетанкового управления о том, что меня направляют в распоряжение обкома ВКП(б) Иркутска. «Но зачем же? – спрашиваю. – Я ведь беспартийный». Тогда я услышал в ответ: «Главное ты комсомолец, а на авиазаводе в Иркутске будут строить новую танковую колонну, которую назвали – «Иркутский комсомолец».

Жители Иркутска в конторе Госбанка открыли счет, на который все могли делать взносы на строительство боевых машин. Активно включилась комсомольская молодежь, а глядя на их пример и все иркутские трудящиеся. Люди отчисляли на танки деньги, заработанные ими на воскресниках, вносили и средства из своих собственных сбережений, сдавали драгоценности, вещи и облигации госзаймов. Жителями Иркутска было тогда собрано ровно 2 842 855 руб. на танки, которые сами жители и построили.Участок для строительства танковой колонны выделили перед самым выходом основного корпуса Иркутского авиационного завода.Комсомольцы, отслужившие в танковых войсках нашей армии и специалисты, которые раньше уже работали на танковых заводах и положили начало строительству этих боевых машин.

Танки начали изготавливать уже в ноябре 1941 года. Перед строительством в наличии были только коробки передач, бронекорпуса, радиаторы, моторы танков – М-5 и кое-какое оборудование. Ещё у комсомольцев был пакет чертежей на танки Т-26 и БТ-5 в виде альбомов.Работы было много и бывало, что люди сутками находились на заводе. Сборка танков могла задерживаться только из-за недостающих деталей, поэту на ходу решали многие сложные вопросы. Уже в апреле 1942 года комсомольцы изготовили 12 танков: четыре танка Т-26 и восемь танков БТ-5.Строили эти боевые машины 25 комсомольцев, жителей Иркутска.На первом же организационном заседании было решено создать бригады по три человека и каждая из этих бригад, обязалась собрать по 2-3 танка.

В руководящем составе обязанности были распределены: Першин П.Л отвечал за обеспечение колонны деталями, ответственный за качество деталей и сборку танков – Виктор Филимонов, за обеспечение материалами и инструментами, изготовление чертежей ответственным был Л.Борисов, А. И. Денисевич был непосредственным руководителем сборки танков, испытанием машин и сдачи их военному представителю.

Танки БТ-5 комсомольцы собрали уже к 23.02.1942 году. Оставалось испытать ходовую часть, поставить вооружение и его пристрелять. Обкатка боевых машин показала полную их пригодность. Работали исправно все агрегаты и узлы. Испытания были проведены по имеющимся техническим условиям. Приемку начал военный представитель. Танки испытывали за чертой города по одному в день. Все работы подходили к завершению, готовые танки красили. Танки БТ-5 готовы к сражениям. В сборке задержались четыре танка Т-26, не было в наличие моторов, но их обещали доставить со складов соседнего округа. По завершению сборки этих машин, они так же прошли все необходимые испытания. За 22 дня колонна танков добралась до Москвы. В столице на крышах зданий, площадях были зенитные установки. На ночь аэростатные команды ставили заградительные металлические сетки от авиационных бомб. На улицах Москвы движения почти не было, кругом были в основном военные.

А. И. Денисевич часто вспоминал: "Нас ждали. Встретив, адъютант предложил нам пройти в кабинет. Генерал-майор бронетанковых войск Т. Лебедь поднялся навстречу. Мы доложили ему, что привезли в Москву танковую колонну и это подарок от комсомола и трудящихся области. Рассказали, как мы строили боевые машины. Он поблагодарил за отличный подарок и очень просил передать его благодарность труженикам тыла Иркутской области. Зачитал нам решение ГКО, в котором говорилось о зачислении нашей танковой колонны в 206 отдельный танковый полк».

Выехав на машине из Москвы к маленькой железнодорожной станции, где разгрузили танки, там же выстроили весь личный состав и состоялся официальный митинг.




Нашли ошЫбку или оЧеПятку? Выделите мышкой ошибочный текст и нажмите Ctrl+Enter

Нравится

Оставьте свой комментарий ЗДЕСЬ:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить