Вы можете задать вопрос, отправить замечания и предложения через эту форму



// На данный момент Вы находитесь в тестовой версии сайта. В ближайшее время готовится обновление //



PostHeaderIcon Собор Богоявления в Иркутске

Богоявленский собор основан в 1693 году. Запланированное в 18 веке расширение храма не состоялось, поскольку в 1716 году, 3 августа, постройка полностью сгорела во время пожара. Храм хотели восстановить в камне, однако царским указом 1714 года строительство каменных построек было временно запрещено. Максимум рабочих рук и материалов было задействовано в строительстве на Неве новой столицы России. Этот указ был частично отменен в 1718 году. Тогда же на старом церковном пепелище был заложен собор Богоявления. Собор строили пять лет. Возведение стен началось только в мае 1719 года, а в 1723 году храм был полностью построен и стал третьим по счету каменным зданием Иркутска. Задуманный с приделом и колокольней этот собор по масштабам превосходил Спасскую церковь.

Собор Богоявления в Иркутске

Декоративному оформлению храма уделялось особое внимание. Несмотря на малый промежуток времени между возведением Спасского и Богоявленского соборов, между ними существуют явные архитектурные различия. Если стиль барокко еще не коснулся Спасской церкви, построенной по макету ранних посадских храмов, для которых характерен простой объем четверика, нарядное, но сдержанное убранство и отсутствие колокольни, то в устройстве Богоявленского собора явно чувствуется влияние модного в те времена стиля барокко.

Храм Богоявления, заложенный на восемь лет позже Спасской церкви, также впитал в себя образ посадского храма более позднего периода, с трехчастной структурой объемов, в которых колокольня соединена единой осью с четвериком и трапезной. Архитектурные формы, используемые в культовой архитектуре конца XVIII века, в Богоявленском соборе несколько изменены под влиянием барокко. В ее построении присутствует ярусность композиции, свойственная зданиям этой эпохи.

Традиционно кубическое основание четверика дополнено восьмериком, увенчанным пятиглавием. Такое оригинальное завершение в полной мере соответствовало столпообразному шатру колокольни, создавая законченный объемно-пространственный образ храма. Сейчас о былом пятиглавом венчании храма могут рассказать только старинные рисунки. Позднее четыре боковые главки были разобраны и ведущую роль в силуэте памятника получила шатровая колокольня. Величественное навершье, опоясанное у основания килевидными кокошниками, с рядами слуховых окошек, завершенное крестом на золоченой главке придало всему строению поистине богатырскую мощь. Двухъярусный четверик основания с лестничными спусками, крыльцами и гульбищем на арках уравновешивал динамичность подчеркнутых гуртами стремящихся ввысь граней шатра.

Традицией в древнерусской архитектуре было шатровое завершение. Оно находило широкое применение при строительстве сторожевых башен, острогов, проезжих ворот, церквей и звонниц. Шатер на Руси символизировал возвышенность и чистоту устремлений. Спокойный, уверенный в себе ритм шатровых линий отражал несгибаемую силу народа-воина, который всегда готов дать отпор врагу и оборонять свои земли от любого нашествия. Каменных дел мастера переняли многолетний опыт деревянной архитектуры. Они перенесли традиционные шатровые верхушки на кирпичные постройки. В архитектуре казенных построек шатровое завершение более всего применялось при постройке звонниц и в трех сибирских городах – Тюмени, Енисейске и Иркутске – старинные церкви увенчаны величавыми шатровыми навершиями. Однако, несмотря на завораживающую красоту, шатер являлся уже пройденным этапом для каменных построек XVIII столетия. Модные тенденции сильнее всего отразились на декоративном оформлении Богоявленского собора. Внутреннее и внешнее убранство этого памятника отличается удивительной своеобычностью, причудливостью и пышностью. Фасад собора отделан карнизами сложного профиля, поясками арок, кронштейнами и кокошниками. Окна и порталы украшены нарядными наличниками. Примененные в убранстве Спасской церкви полуколонки, завершаются здесь капителями и базами. Их широко использовали не только для обрамления наличников. Скопления колонн оформляют углы строения, их развитые капители вписываются в многократно расчлененный карниз, венчающий стены храма.

В оформлении Богоявленского собора древнерусские узоры причудливо переплелись с мотивами барокко и элементами орнамента, взятыми из национальной сокровищницы коренных народов Сибири. Переливы светотени на стенах старинного храма усиливает мелкая порезка, украшающая все детали фасада. Рожденный фантазией мастера орнамент впоследствии перейдет со стен собора на многие культовые строения Иркутска. Это придаст неповторимые черты Знаменской, Тихвинской, Троицкой церквам и другим памятникам архитектуры XVIII столетия. Венцом творения станет фантастически декоративная Крестовоздвиженская церковь – уникальный памятник русской архитектуры XVIII века, который не знает себе равных на просторах Сибири.




Нашли ошЫбку или оЧеПятку? Выделите мышкой ошибочный текст и нажмите Ctrl+Enter

Нравится

Оставьте свой комментарий ЗДЕСЬ:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить